ПОСЛЕДНИЙ
ПОДВИГ





Испытание корабля «Союз-1»
Ещё продолжались старты «Востоков» и «Восходов», а советские учёные и конструкторы работали над кораблём, который должен был открыть новую страницу в истории пилотируемой космонавтики.

16 апреля 1962 года разработка программы «Союз» была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и велась под руководством Главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва. В 1965 году, в связи с принятием лунной программы «Л-1», проект был переориентирован на создание пилотируемого орбитального корабля, которому был присвоен индекс 7К-ОК. Разработка аппаратов 9К и 11К была прекращена.

«…Первоначальной задачей проекта «Союз» был вовсе не полёт к орбитальным станциям, а облёт Луны с человеком на борту. Предшественником современного «Союза» был пилотируемый корабль 7К, являвшийся составной частью комплекса «Союз». Ракетно-космический комплекс «Союз» по проекту включал в себя разгонный ракетный блок 9К, три космических заправщика 11К и пилотируемый корабль 7К…»
Борис Евсеевич Черток
Учёный, конструктор, соратник С.П. Королёва


Было решено, что корабли серии «Союз» станут принципиально новыми аппаратами, в которых будут воплощены последние достижения техники. Они смогут совершать манёвры в космосе, менять высоту орбиты, осуществлять поиск другого корабля, сближаться и стыковаться с ним. Их техническая начинка позволит обеспечить автономный полёт и пилотирование без участия команд с Земли. На борту нового корабля был установлен оптический визир - прибор, позволяющий одновременно наблюдать за поверхностью Земли и горизонтом, следить за космическими объектами и проводить ориентацию. «Союз» напоминал гигантскую птицу. Это сходство придавали ему панели-крылья солнечных батарей. По уровню оснащения различной аппаратурой новый корабль можно было сравнить с серьезной научно-исследовательской лабораторией.

После ухода из жизни Сергея Павловича Королёва в январе 1966 года работа над созданием корабля перешла под руководство конструктора и руководителя ОКБ-1 Василия Павловича Мишина. В преддверии важной даты – 50-летия советской власти, поступило указание сверху: необходимо отметить юбилей новой победой в космосе. Старт «Союза-1» был назначен на начало 1967 года. В программу полёта был также включён запуск «Союза-2» – двум кораблям необходимо было совершить стыковку на орбите, после чего два космонавта должны были в скафандрах перейти из одного корабля на борт другого через открытый космос. Выполнив эту непростую задачу, кораблям предстояла расстыковка и посадка на Землю.

«…Итак, всё решено: мы идем на очень важный и ответственный полёт — он должен снова вывести нашу страну вперед и содействовать освоению Луны. Сейчас, за два дня до старта, подводя итоги всей работы по подготовке полёта «Союзов», можно сделать вывод: подготовка полёта чрезмерно затянулась, было много ошибок, недостатков и даже аварий; состояние кораблей и степень их отработки не дают стопроцентной уверенности в полном успехе всей программы полёта (стыковка и переход), но есть все основания верить и надеяться, что экипажи побывают в космосе и благополучно вернутся на Землю…»
Николай Петрович Каманин
Генерал-полковник авиации,
руководитель подготовки первых космонавтов
«С моей точки зрения, очень хорошо, что выполнение столь сложного задания поручили именно Комарову. Выбор очень удачный. Это высокообразованный, отлично тренированный космонавт. Необходимо подчеркнуть, что выполнять программу он будет не просто как летчик-космонавт, а как человек, ставший за несколько лет космической подготовки специалистом своего дела. Инженерный космический профиль стал для него профессией. Подобная деталь очень важна, если учесть характер нынешнего задания»
Юрий Гагарин
Первый космонавт Земли,
дублёр и друг Владимира Комарова
«Дорогой наш! Милый папочка! Волнуемся за тебя, ждём, целуем, скучаем. Всего тебе наилучшего. Пусть всё всё будет хорошо. Дети, Валя. 18/IV-67 г.»
Последняя открытка от семьи, полученная Владимиром Комаровым
Предполётная кардиограмма Владимира Комарова
Апрель 1967
Перед посадкой в «Союз-1»
Байконур, 23 апреля 1967
Испытания кораблей
серии «Союз»



VIII.1966




VIII.1966




Первые два беспилотных варианта корабля серии «Союз» были доставлены на космодром Байконур.







28.XI.1966
28.XI.1966
Первый пуск корабля новой серии, который после удачного выхода на орбиту в сообщении ТАСС получил название «Космос-133». Через сутки предполагался пуск второго корабля, но из-за возникших неполадок на «Космосе-133» этот старт был отменен. В штатном режиме вернуть на Землю корабль не удалось. Он был уничтожен системой аварийного подрыва объекта (АПО) из-за вероятности его приземления за пределами границ Советского Союза.

20.IV.1967
20.IV.1967
Неудачная попытка запуска «Союза» из-за аварии двигателей первой ступени. Произошло нештатное срабатывание системы аварийного спасения (САС), повлекшее взрыв ракеты-носителя на стартовом комплексе.



7.II.1967
7.II.1967
Запущен третий «Союз» («Космос-140»). Корабль совершил орбитальный полёт с нештатной посадкой в Аральском море и затонул.



23.IV.1967

23.IV.1967

Госкомиссия утверждает день первого пилотируемого полёта корабля «Союз-1». Старт назначен на 23 апреля. Командиром корабля утверждён Владимир Комаров. Старт корабля «Союз-2» запланирован на следующий день – 24 апреля. В составе основного экипажа – командир Валерий Быковский, космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.


23.IV.1967
Старт «Союза-1»
23.IV.1967
Старт «Союза-1»
«Союз-1» стартует с космодрома Байконур в 3 часа 35 минут по московскому времени. Через считанные минуты корабль выходит на космическую орбиту.


23.IV.1967
Второй виток
23.IV.1967
Второй виток
На Землю с борта корабля приходит тревожное сообщение о том, что одна из двух панелей солнечных батарей не раскрылась, в результате чего «Союз-1» оказался на скудном энергетическом пайке. Поскольку именно этот корабль должен был совершать маневры сближения и стыковки, требующие повышенных энергозатрат, старт «Союза-2» отменяется.

23.IV.1967
Четвёртый виток
23.IV.1967
Четвёртый виток
Владимир Комаров отправляет радиограмму с поздравлением народов Советского Союза с предстоящим 50-летием Великой Октябрьской Социалистической революции. После этого космонавт совершает маневрирование в околоземном пространстве, проводит испытания основных бортовых систем в различных режимах работы, даёт оценку техническому состоянию «Союза-1». В Центре управления полётом принимается решение досрочно прекратить полёт из-за неполадок на борту.
23.IV.1967
Завершающий виток
23.IV.1967
Завершающий виток
Нарушается автоматическая ориентация, отказывает тормозной двигатель. Земля даёт разрешение на спуск с помощью ручного управления.



24.IV.1967
Этап спуска



24.IV.1967
Этап спуска



«Союз-1» идёт на посадку. Космонавт точно ориентирует корабль в намеченную точку посадки, находящуюся в Оренбургской области. После разделения отсеков спускаемый аппарат проходит участок торможения в плотных слоях атмосферы и гасит первую космическую скорость. Происходит отказ парашютной системы. Спускаемый аппарат «Союз-1» c огромной скоростью врезается в Землю и загорается. Жизнь космонавта, первого испытателя «Союза-1» Владимира Михайловича Комарова трагически обрывается...
«…После всех космических полётов я сопровождал космонавтов во Внуково и на Красную площадь. Это были радостные и волнующие полёты с места посадки космонавтов в Москву, к народу, к правительству,
к родным и близким. А сейчас мы все убиты горем:
погиб один из лучших наших космонавтов —
Владимир Михайлович Комаров…»
Николай Петрович Каманин
Генерал-полковник авиации,
руководитель подготовки первых космонавтов
Расшифровка переговоров
с Землей
24.IV.1967
«Комаров сделал важное дело: испытал новый космический корабль. Но и другое очень важное дело сделал он: заставил всех нас быть ещё собраннее, ещё придирчивее к технике, ещё внимательнее ко всем этапам проверок и испытаний, ещё бдительнее при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос. Его полёт и его гибель учат нас мужеству. Мы горды тем, что он был нашим другом, каждый из нас пронесёт память о нём через всю свою жизнь».
Юрий Гагарин
Первый космонавт Земли,
дублёр и друг Владимира Комарова

© 2018 Музей Космонавтики

Made on
Tilda